За свою историю фотоаппараты много раз меняли свою конструкцию. Двухобъективные, дальномерные, зеркальные, компактные, беззеркальные, карданные. Какие-то из этих типов канули в лету, какие-то продолжают использоваться энтузиастами, какие-то популярны до сих пор. Но в сердце каждого из них находится фоточувствительый элемент. До цифровых матриц была плёнка, до плёнки — стеклянные и металлические фотопластины. От размера этих элементов зависит детализация изображения (разрешение) и глубина резкости. Наиболее устоявшиеся размеры получили свое название — фотографические форматы, о которых я и расскажу в этой статье.
Первым во многих смыслах будет крупный формат, он же большой.
Да-да, это те самые камеры, которые мы видели в старых фильмах. И они все ещё используются и переживают новые перевоплощения. На снимке можно видеть модель 2018 года. В качестве носителя используется фотопластина 4*5 дюйма. Также к большому формату принято относить и более редкий размер пластин — 8*10 дюймов. Характерными особенностями камер большого формата является возможность получить изображение невероятной детализации. При сканировании зафиксированного изображения профессиональным сканером разрешение фотографии может составить более 1000 мегапикселей.
Другой особенностью является изменяемая по всем осям плоскость глубины резкости, что даёт невероятный контроль над изображением.
Тем не менее такие камеры сложно назвать компактными, а работа с ними кропотлива и требует много времени, поэтому немудрено, что прогрессивное человечество стало искать способы получить качественное изображение при меньших габаритах фотоаппарата.
Плёночные камеры среднего формата использовали плёнку шириной 61,5 мм, поэтому одна сторона кадр в среднем формате всегда равняется 60 мм. Другая же варьируется от 45 мм до 90 мм и более. Средний формат дал миру гораздо более компактную и мобильную камеру, пригодную для гораздо большего числа жанров.
Среди камер среднего формата велико разнообразие конструкций. Есть двухобъективные камеры (один объектив для визирования, вторая для съемки), наиболее популярны зеркальные однообъективные камеры, существуют и дальномерные среднеформатные камеры.
С появлением цифровых матриц размер светочувствительного элемента в среднем формате редко дотягивает до 60*45 мм, но одна из сторон однозначно должна быть больше 36 мм.
Цифровые среднеформатные камеры характеризуются большим разрешением (от 50 до 120 Мп), высокой ценой (от $6000 до $40000), не самой совершенной эргономикой и скоростью работы. Это обуславливает их сферу применения — в основном это рекламная фотография.
Малый или узкий формат. Пожалуй, наиболее привычный для широкого круга фотолюбителей. В плёночном варианте это строго 36*24 мм, размер кадра на перфорированной 35мм плёнке. С момента своего появления быстро стал доминирующим в мире фотографии. В цифровом варианте матрицу аналогичного размера принято называть «полным кадром».
Это самый компактный из распространённых форматов. Представлен в виде однообъективных зеркальных аппаратов, дальномерных аппаратов, беззеркальных системных камер и компактов. На современном этапе развития такой сенсор способен выдавть статочно высоко качество изображения, высокое разрешение (вплоть до 50 Мп), камеры доступны по цене (от $800), очень мобильны. По этим причинам это наиболее востребованные у профессионалов камеры.
Существуют также варианты с уменьшенной матрицей, так называемый кроп, его размеры у разных производителей могут варьироваться.
- APS-C — 24*18 мм
- Micro 4/3 — 18*13.5 мм
- 1″ — 13.2*8.8 мм
Есть и матрицы ещё меньшего размера, применяемые сегодня в основном в модулях камер смартфонов.
Подробно о различиях «полного кадра» и «кропа», как самых популярных на сегодняшний день форматах, мы писали в отдельной статье.
Наглядное соотношение размеров носителей различных форматов:
Ориентироваться во многообразии фотоаппаратов и подбирать технику под свои потребности мы учим на «Базовом курсе фотографии«.
Пётр Покровский