Глубина резкости изображаемого пространства или просто ГРИП — один из важнейших художественных приемов в фотографии. Уменьшая её, фотограф получает возможность акцентировать внимание зрителя на нужной ему области кадра, отвлекая его от других объектов в кадре. Увеличивая её, фотограф даёт зрителю больше деталей для изучения.
Однако при съёмке фотограф сталкивается с физическими ограничениями оптики. О том, как их обойти, мы расскажем в этой статье.
В этой части поговорим о достижении максимальной ГРИП.
Есть два типичных сюжета, в которых это бы пригодилось. Один из них, пейзажная съемка с интересными деталями на переднем плане, которые для нас важны не меньше, чем средний и дальние планы. Если передний план слишком близко к объективу, то нам приходится выбирать, что в кадре будет более резкм — детал влизи или бъекты вдалеке.
Другой характерный пример — съемка деталей или макросъемка. При приближении объекта к минимальной дистанции фокусировки объектива ГРИП стремится к нолю. Вот как раз на этом примере мы и продемонстрируем наш прием.
Как видите, при съемке на открытую диафрагму резким в этой ситуации может быть только один фрагмент кадра. Сфокусировавшись на названии школы, нижняя часть тетради ушла в расфокус, а логотип школы вышел нечётким. В некоторых ситуациях это будет приемлемым результатом, но часто хочется показать объект с максимальной детализацией, например предметы ручной работы или ювелирные украшения.
Попробуем закрыть диафрагму для увеличения глубины резкости.
Ситуация стала безусловно лучше. Детали стали более читабельными, но резкость по краям все же далека от желаемой.
Для дальнейшего увеличения глубины резкости прибегнем к фокус стекингу. Это технология объединения изображений, отличающихся между собой лишь дистанцией фокусировки. При объединении кадров с каждого них беря только лишь области в фокусе.
Что получить подходящий материал для фокус стекинга, постави камеру на штатив и установим все параметры вручную — режим M, диафрагму, дающую оптимальное для конкретного объектива качество резкости (обычно около f/8), подберём подходящие выдержку и светочувствительность, при съемке в JPEG не забудем установить также вручную баланс белого. Затем переведём фокусировку также в ручной режим и сфокусируемся на ближайшей к объективу части кадра. Сделаем снимок, переведем фокус на на чуть большую дистанцию. Самый важный момент — добиться частичного перекрытия областей резкости с двух последовательных кадров. Делаем второй кадр. И так далее, до достижения полного покрытия нужного вам объекта или до достижения отметки бесконечность на объективе.
Некоторые модели камер могут этот процесс автоматизировать, самостоятельно меняя дистанцию фокусировки между кадрами и снимая заданное количество кадров с нужным шагом. А некоторые даже умеют и самостоятельно объединять кадры силами процессора фотоаппарата.
Но даже если ваш фотоаппарат такого не умеет, всё равно нам доступен итоговый результат. Проще всего он достигается популярными программами Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Если вы с ними не знакомы или их использование порождает много вопросов, приходите к нам на «Базовый курс обработки» и «Профессиональный курс обработки«.
Шаг 1. Импортируем все фотографии в Adobe Lightroom, при необходимости осуществляем необходимые коррекции изображения, но важно, чтобы они были одинаковыми для всех кадров в серии.
Шаг 2. Выделяем все фотографии для стекинга и в контекстном еню выбираем пукт Edit in / Open as Layers in Photoshop
Шаг 3. После открытия многослойного изображения в
Adobe Photoshop выделяем все слои и выдираем в основном меню Редактирование / Автоналожение слоёв.
Выбираем «стековые изображения» и позволяем редактору по необходимости скорректировать небольшие различия в экспозиции для создания максимально незаметных переходов.
В итоге мы получаем качественное изображение с полным попаданием объекта в глубину резкости. Главная опасность — съемка недостаточного количества кадров и получения узких областей с чуть меньшей резкостью. Помните, что чем ближе объект, тем меньше глубина резкости в каждом отдельном кадре. Следовательно, вам потребуется больше кадров для последующего стекинга.
В пейзажной съемке, где ближайший объект все же обычно на большем удалении от объектива, а угол зрения объектива чаще шире, бывает достаточно всего трёх кадров для максимизации глубины резкости.
А в следующей части статьи мы расскажем вам о противополжном эффекте — о создании невозможно малой глубины резкости обычными объективами.
Пётр Покровский