Невозможная глубина резкости, часть 1

Глубина резкости изображаемого пространства или просто ГРИП — один из важнейших художественных приемов в фотографии. Уменьшая её, фотограф получает возможность акцентировать внимание зрителя на нужной ему области кадра, отвлекая его от других объектов в кадре. Увеличивая её, фотограф даёт зрителю больше деталей для изучения. Однако при съёмке фотограф сталкивается с физическими ограничениями оптики. О том,…

Глубина резкости изображаемого пространства или просто ГРИП — один из важнейших художественных приемов в фотографии. Уменьшая её, фотограф получает возможность акцентировать внимание зрителя на нужной ему области кадра, отвлекая его от других объектов в кадре. Увеличивая её, фотограф даёт зрителю больше деталей для изучения.

Однако при съёмке фотограф сталкивается с физическими ограничениями оптики. О том, как их обойти, мы расскажем в этой статье.

В этой части поговорим о достижении максимальной ГРИП.

Есть два типичных сюжета, в которых это бы пригодилось. Один из них, пейзажная съемка с интересными деталями на переднем плане, которые для нас важны не меньше, чем средний и дальние планы. Если передний план слишком близко к объективу, то нам приходится выбирать, что в кадре будет более резкм — детал влизи или бъекты вдалеке.

Другой характерный пример — съемка деталей или макросъемка. При приближении объекта к минимальной дистанции фокусировки объектива ГРИП стремится к нолю. Вот как раз на этом примере мы и продемонстрируем наш прием.

70 мм, f/2.8

Как видите, при съемке на открытую диафрагму резким в этой ситуации может быть только один фрагмент кадра. Сфокусировавшись на названии школы, нижняя часть тетради ушла в расфокус, а логотип школы вышел нечётким. В некоторых ситуациях это будет приемлемым результатом, но часто хочется показать объект с максимальной детализацией, например предметы ручной работы или ювелирные украшения.

Попробуем закрыть диафрагму для увеличения глубины резкости.

70 мм, f/22

Ситуация стала безусловно лучше. Детали стали более читабельными, но резкость по краям все же далека от желаемой.

Для дальнейшего увеличения глубины резкости прибегнем к фокус стекингу. Это технология объединения изображений, отличающихся между собой лишь дистанцией фокусировки. При объединении кадров с каждого них беря только лишь области в фокусе.

Что получить подходящий материал для фокус стекинга, постави камеру на штатив и установим все параметры вручную — режим M, диафрагму, дающую оптимальное для конкретного объектива качество резкости (обычно около f/8), подберём подходящие выдержку и светочувствительность, при съемке в JPEG не забудем установить также вручную баланс белого. Затем переведём фокусировку также в ручной режим и сфокусируемся на ближайшей к объективу части кадра. Сделаем снимок, переведем фокус на на чуть большую дистанцию. Самый важный момент — добиться частичного перекрытия областей резкости с двух последовательных кадров. Делаем второй кадр. И так далее, до достижения полного покрытия нужного вам объекта или до достижения отметки бесконечность на объективе.

Некоторые модели камер могут этот процесс автоматизировать, самостоятельно меняя дистанцию фокусировки между кадрами и снимая заданное количество кадров с нужным шагом. А некоторые даже умеют и самостоятельно объединять кадры силами процессора фотоаппарата.

Но даже если ваш фотоаппарат такого не умеет, всё равно нам доступен итоговый результат. Проще всего он достигается популярными программами Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Если вы с ними не знакомы или их использование порождает много вопросов, приходите к нам на «Базовый курс обработки» и «Профессиональный курс обработки«.

Шаг 1. Импортируем все фотографии в Adobe Lightroom, при необходимости осуществляем необходимые коррекции изображения, но важно, чтобы они были одинаковыми для всех кадров в серии.

Шаг 2. Выделяем все фотографии для стекинга и в контекстном еню выбираем пукт Edit in / Open as Layers in Photoshop

Шаг 3. После открытия многослойного изображения в
Adobe Photoshop выделяем все слои и выдираем в основном меню Редактирование / Автоналожение слоёв.

Выбираем «стековые изображения» и позволяем редактору по необходимости скорректировать небольшие различия в экспозиции для создания максимально незаметных переходов.

Стек из 6 кадров 70 мм, f/8

В итоге мы получаем качественное изображение с полным попаданием объекта в глубину резкости. Главная опасность — съемка недостаточного количества кадров и получения узких областей с чуть меньшей резкостью. Помните, что чем ближе объект, тем меньше глубина резкости в каждом отдельном кадре. Следовательно, вам потребуется больше кадров для последующего стекинга.

В пейзажной съемке, где ближайший объект все же обычно на большем удалении от объектива, а угол зрения объектива чаще шире, бывает достаточно всего трёх кадров для максимизации глубины резкости.

А в следующей части статьи мы расскажем вам о противополжном эффекте — о создании невозможно малой глубины резкости обычными объективами.

Пётр Покровский

Другие статьи

Посмотреть все статьи
Шаблон и инструкция по написанию статей и событий

Не забывайте: Проставлять рубрику Проставлять метку (или несколько меток) Добавлять изображение зап...

Что подарить фотографу?

Увлекающихся фотографией с каждым днём становится всё больше и больше. Уверен, такие знакомые есть у...

Съемка с проектором

Всем фотографам интересно разнообразие. Разнообразие фонов, локаций, освещения. Но не всегда есть во...

Наверх
whatsapp