Если в прошлой статье мы изучили способ увеличения максимальной глубины резкости как художественного приема в таких жанрах, как макросъемка и пейзажная съемка, то сегодня мы рассмотрим технический приём, которым подарит нам невозможно малую глубину резкости, что чаще всего бывает востребовано в портрете.
Как мы проходим на «Базовом курсе фотографии«, для минимизации глубины резкости нам требуется большое фокусное расстояние, открытая диафрагма и минимальное расстояние до объекта. Но что если мы хотим снимок какого-то объекта с захватом общего плана? Тогда мы вынуждены использовать короткофокусный объектив и немного отойти от объекта съемки. И тогда даже на открытую диафрагму у нас олчится весьма проработанный фон, без приятного размытия.
Как вы видите, фон для самоката не самый удачный. Множество форм и линий отвлекают внимание. И он даже на f/2.8 достаточно чёткий. А теперь попробуем сделать фотографию с близким углом зрения, но намного более действенным отделением объекта от фона.
Для этого нам потребуется отснять панораму на объектив с фокусным расстоянием более 50 мм, на самую открытую панораму. Как и для любой другой панорамы не забудьте перевести камеру в ручной режим, зафиксировать экспозицию и баланс белого, сфокусироваться на объекте и начать снимать кадры, которые частично друг друга перекрывают. Для ровных краев и большей точности желательно использовать штатив.
В самом простом случае нам удастся полученный материал объединить в панораму, или как её в данном случае ещё называют, бокераму прямо в Adobe Lightroom, этому мы учим на «Базовом курсе обработки«.
Однако данный тип панорам может быть коварен.
Во-первых, при использовании длиннофокусного объектива может потребоваться слишком много кадров, которые должны составить панораму. В итоге суммарное разрешение может получиться столь большим, что Lightroom попросту не осилит операцию, особенно если компьютер не предназначен для столь ресурсоёмких задач. В этом случае можно поступить немного хитрее — сначала уменьшить в редтр олучивиеся кадры в несколько раз, а затем уже собирать панораму.
Во-вторых, если использовать слишком длиннофокусный объектив, мы можем получить столь сильное размытие фона, что Lightroom не сможет кадры совместить — программа просто не найдёт совпадающие контрольные точки. Алгоритм в Adobe Photoshop работает лучше, при выделении фотографий и отправки их для сшивания панорамы в фотошопе желательно указать тип панорамы — перспектива — для исправления перспективных искажений.
Кадрируем панораму, осуществляем коррекции по вкусу и получаем готовый результат.
Подобный прием мжет выглядеть очень эффектно в тех жанрах, где отделение объекта от фона часто соответствует творческому замыслу, например в портретах или предметной съемке крупных объектов, например, автомобильной.
Таким образом можно добиться глубины резкости, теоретически возможной лишь на объективах со светосилой значительно меньше f/1, вплоть до f/0.5, которые вкупе с некоторыми фокусными расстояниями вряд ли когда либо будут построены.
Пётр Покровский