Tilt-shift объективы

На нашем Базовом курсе фотографии мы подробно разбираем технические характеристики, плюсы и минусы, предназначение самых разных объективов для фотоаппаратов. Однако сейчас хочу подробнее рассказать об одном из самых загадочных объективов для фотокамер — объективе с механизмом сдвига и наклона, или же tilt-shift объективе. Давайте попробуем разобраться, для чего этот механизм нужен, и как он выглядит….

На нашем Базовом курсе фотографии мы подробно разбираем технические характеристики, плюсы и минусы, предназначение самых разных объективов для фотоаппаратов. Однако сейчас хочу подробнее рассказать об одном из самых загадочных объективов для фотокамер — объективе с механизмом сдвига и наклона, или же tilt-shift объективе.

Давайте попробуем разобраться, для чего этот механизм нужен, и как он выглядит.

Этот механизм позволяет наклонять (tilt) и сдвигать (shift) оптическую ось объектива. Пятно изображения, формируемое подобными объективами, намного больше обычного, и покрывает матрицу фотоаппарата с большим запасом. двига пятно при помощи механизма, мы направляем на матрицу другую его часть. Как это может нам быть полезно?

Начнем со «сдвига». Как известно, чтобы на снимке, скажем, высокого здания не было перспективных искажений, то есть чтобы оно не сужалось в верхней части кадра, нужно держать оптическую ось объектива строго параллельно земле. Однако в таком случае значительная часть кадра, почти половина, будет занята второстепенным передним планом, землей, а само здание рискует просто не уместиться в кадр. А при наличии механизма сдвига фотограф как раз получает возможность оставить в кадре меньше переднего плана, зато захватить больше самого здания без получения перспективных искажений.

 

В зависимости от предпочтений фотограф может захватить больше низа или верха без нарушения перспективы у здания. Аналогичного эффекта можно добиться и при обработке, однако нужно учитывать два важных момента. Во-первых, для получения аналогичного кадра потребуется использовать более широкоугольный объектив, так как программная коррекция перспективы «отрезает» значительную площадь изображения, пропорциональную степени завала объекта. В результате снимаемый объект может просто не влезть в прямоугольник изображения. Во-вторых, при программной обработке часть изображения сжимается, а часть — растягивается, и в этих областях фактическое разрешение окажется значительно ниже. Для любительских кадров в этом не будет ничего страшного, а вот для профессиональной работы такой подход не очень уместен.

Механизм сдвига дарит еще одну нтресную возможность: создание панорам из снимков, сделанных с разным значением сдвига.

Благодаря тому, что оптическая ось между тремя снимками не поворачивается, снимки легко стыкуются друг с другом и прямые линии в кадре остаются прямыми. Благодаря этим своим особенностям широкоугольные тилт-шифт объективы нашли широкое применение в архитектурной и интерьерной фотографии, а также в пейзажной съемке.

А теперь попробуем разобраться в механизме наклона. Как известно, плоскость глубины резкости перпендикулярна оптической оси объектива. Таким образом объекты, находящиеся на одном удалении от объектива всегда будут либо одинаково резкие, либо одинаково нерезкие. Что же делать, когда нужно сделать одинаково резкими два объекта на разном расстоянии от камеры? Как раз для этого и нужен наклон оптической оси. Особенно это востребовано в предметной съемке, когда при малых размерах предмета глубина резкости становится маленькой, что мы очень подробно изучаем на Базовом курсе фотографии.

Функция очень интересная, но требующая высокого внимания при использовании. В широкоугольном исполнении объектива она наиболее востребована в пейзажной съемке, когда хочется получить передний план в нижней части кадра и дальний план в верхней части кадра одинаково резкими.

Другой возможностью использовать данный механизм является намеренный наклон плоскости резкости таким образом, чтобы в нее попадал исключительно нужный объект, а все остальные при этом из плоскости заметно выпадали. С этим механизмом можно добиться такой степени размытия изображения, которая недостижима на обычных объективах. Это дает значительную свободу в применении художественных эффектов размытия, а также делает возможным популярный эффект миниатюры.

Видео снято объективом Tilt-shift

Пётр Покровский

Другие статьи

Посмотреть все статьи
Что подарить фотографу?

Увлекающихся фотографией с каждым днём становится всё больше и больше. Уверен, такие знакомые есть у...

Съемка с проектором

Всем фотографам интересно разнообразие. Разнообразие фонов, локаций, освещения. Но не всегда есть во...

Нет «зайцам» на фотографиях!

Когда в кадре появляется яркий источник света, симметрично ему относительно центра кадра появляется ...

Наверх
whatsapp