Не каждый фотограф снимает портреты. Не каждый портретный фотограф снимает знаменитостей. Не каждый фотограф знаменитостей снимает президентов. Президента США Барака Обаму снимали всего 7 раз, а президента Российской Федерации посчастливилось снимать и того меньшему количеству людей. Речь сейчас не о репортажной съемке, а о портретных сессиях для журналов. Можно представить себе весь груз ответственности, ложащийся на плечи фотографов, выбранных для этой задачи.
В этом материале перескажем вам истории съемок двух портретов — Барака Обамы для журнала Esquire и Владимира Путина для Time.
Начнём с нашумевшего и вошедшего в историю снимка нашего президента авторства Платона Антониу.
Со слов самого британского фотографа в интервью Huffington post, на съемку он пришёл один с переносной студией. Со стороны Кремля было около 20 человек советников и охраны.
Желая хоть как-то растопить лёд, Платон задал вопрос, нравится ли Путину the Beatles. После этого Владимир Владимирович попросил всех немедленно выйти, после чего в кабинете остались только он и фотограф. И 5 человек охраны. Путин признался, что любит битлов.
Дальше была сама съемка, в рамках которой Платон успел отснять 3 пленки в двух разных ракурсах.
Насколько известно фотографу, снимки пришлись Путину по душе, затем они были опубликованы в Time, после чего стали фактически всемирным достоянием. И по сей день это самая знаковая фотография Путина.
Если говорить о технической стороне вопроса, то анализируя само изображение и руководствуясь словами самого фотографа об используемых световых схемах в других аналогичных портретах, то освещение для этих кадров было максимально простое — один источник света фронтально и немного выше уровня головы героя съемки, в качестве насадки — зонт на просвет. И бумажный задник, находящийся, судя по всему, достаточно близко к президенту, так как от него заметны рефлексы на щеках.
Вторая сри не обрсла дополнительными смыслами, но от этого не стала менее интересна фотографам. Речь пойдет о съемке, исполненной фотографом Марком Манном.
К 80-летию журнала Esquire был придуман фотопроект, в котором должно было участвовать 80 знаковых людей в возрасте от 1 до 80. Президенту США Бараку Обаме было 52 и по плану и предварительному согласию, он также в этот список попадал. Впрочем, на всякий случай отсняли и Вуди Харельсона, но президент все же подтвердил съемку.
Марку разрешили взять в Белый дом одного ассистента, но не дали пропуск на заезд на территорию. Поэтому им вдвоем пришлось по 35-градусной жаре перетаскивать оборудование, стараясь одновременно не опоздать и не торопиться, чтобы не вспотеть. В самом Белом доме согласно внутреннему распорядку им пришлось даже спрятаться в одной из комнат, чтобы их с оборудованием не встретила в коридоре первая леди.
Времени на подготовку было достаточно, чего не скажешь о самой съемке. Вместо оговоренных 15 минут пришлось довольствоваться всего четырьмя минутами.
Сначала разговор не задался, так как свёлся к неловкому дежуромум вопросу «Как Ваши дела?». Но второй заход оказался удачнее. Спросив президента о загруженности на работе, Марк увидел первый непринужденных смех. После этого работать стало гораздо легче. 30 кадров спустя съемка была окончена.
Благодаря одному из кадров мы можем подробно рассказать о ветовой сем для этих портретов.
Большой белый зонт на отражение в качестве рисующего света под углом 45/45. Большой софтбокс с другой стороны для заполнения теней. И два зонта, отгороженные чёрными флагами от объекта съемки, равномерно освещают белый бумажный фон. Свет от 4 генераторов Profoto 8-a.
Что интересно, в случае съемки Барака Обамы фотографу пришлось изменить световую схему по настоянию администрации. Дело в том, что всех других героев снимали с использованием кольцевой вспышки, которая даёт характерный кольцеобразный блик в глазах. В администрации были опасения, что недоброжелатели президента могут использовать этот факт как доказательство связи Барака Обамы с Сатаной.
Если вы тоже хотите уметь снимать безупречные портреты даже в условиях психологического прессинга, показывать людей такими, какие они есть,или такими, как их видите вы, приходите к нам на курс «Всё о портрете«.
Пётр Покровский