настройки

Звёзды наяву

Наверняка многие из вас обращали внимание на фотографии, на которых солнце или другой источник света даёт красивые лучи, становясь похожим на звезду. В этой статье я опишу все факторы, влияющие на появление этих лучей и их характеристики. Начнём с небольшой теории. К возникновению лучей приводит эффект дифракции света, возникающий на границе лепестков диафрагмы при попадании…

Наверняка многие из вас обращали внимание на фотографии, на которых солнце или другой источник света даёт красивые лучи, становясь похожим на звезду.

В этой статье я опишу все факторы, влияющие на появление этих лучей и их характеристики.

Начнём с небольшой теории. К возникновению лучей приводит эффект дифракции света, возникающий на границе лепестков диафрагмы при попадании на них яркого света от точечных источников света. Таким образом, многие характеристики “звезды” будут зависеть от количества и качества лепестков диафрагмы.

ISO 100, 17 мм, f/16, 13 сек, объектив Canon TS-E 17mm f/4L, 8 лепестков, скругленные

Если количество лепестков нечётное, то каждый из них даст два луча, идущих в противоположные стороны. Если количество лепестков чётное, то лучи от лепестков друг напротив друга сольются в один. То есть от 8-лепестковой диафрагмы лучей на фотографии будет меньше, чем от 7-лепестковой.

ISO 80. панорама из 3-х кадров по 24 мм, f/11, 1/10 сек,
объектив Rokinon 24mm f/3.5 Tilt-Shift, 6 лепестков, прямые.

Форма лепестков также важна. Если лепестки скруглены для получения более круглого боке, то лучи у звезды будут нечёткими. Если лепестки прямые, то звезда будет отчётливой.

На “проявление” звезды в кадре также влияют настройки камеры. Эффект дифракции усиливается при закрытии диафрагмы. На практике он становится заметным, начиная от диафрагмы f/8 и усиливается по мере увеличения диафрагменного числа.

Очень важно фокусное расстояние объектива. Чем оно меньше, тем меньше будет площадь источника света в кадре, что также усилит эффект и сделает лучи длиннее и более отчётливыми.

ISO 200, 20 мм, f/22, 1/160 сек, объектив
Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II, 7 лепестков, скругленые.

И последний момент – камере лучше фокусироваться на источнике света – так он окажется в середине глубины резкости и удастся получить максимум возможно эффекта.

Если вашим источником света в кадре является солнце, то иногда оно бывает недостаточно маленьким и эффект проявляется слабо. В этом случае площадь солнца можно уменьшить, спрятав его частично за каким-то объектом, как на обложке этого материала.

Этот эффект часто используется в пейзажной съемке в качестве творческого приема. О других хитростях и теории прекрасных снимков можно узнать на нашем курсе “Природного и городского пейзажа”.

Пётр Покровский

Другие статьи

Посмотреть все статьи
Кому нужен TTL?

В последние годы загадочную аббревиатуру TTL приходится видеть всё чаще. Владельцы накамерных вспыше...

Проблема засветки через видоискатель

К сожалению, с обозначенной проблемой мне пришлось познакомиться “в полях”, не имея изна...

Макросъемка без макрообъектва

Казалось бы, если существуют макрообъективы, то и не должно возникать вопросов, чем снимать макро. Д...

Наверх
whatsapp Phone