Часто мы задумываем наши снимки так, чтобы в итоге можно было разглядеть на снимке каждую деталь. Однако порой не все проходит так гладко, и в снимке проявляются смазы, микросмазы, нерезкости и нечеткости. В этой статье мы постарались выявить все причины, влияющие на резкость в изображении.
-
- Оптические характеристики объектива. Все объективы разные, и некоторые действительно имеют более низкие показатели разрешения и микроконтраста. В рамках этой статьи мы не будем делать глобальный обзор всех объективов, отметим лишь, что в подавляющем большинстве случаев более высокие характеристики наблюдаются у объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
-
- Диафрагма. Качество резкости зависит от выбранной диафрагмы — так обычно разрешение объектива не смое высокое на открытых диафрагмах, затем возрастает по мере приближения к диафрагме f/8, а после f/11-f/16 стремительно падает из-за эффекта дифракции, несмотря на увеличение глубины резкости.
-
- Фокусировка. В первую очередь в группе риска любители приема перекадрирования. При малой глубине резкости изменение расстояния между камерой и объектом даже на сантиметр в процессе перекадрирования может привести к выпадению объекта из резкости или смещение резкости с глаз на уши в случае портретной съемки. Следите за сохранением расстояния между камерой и объектом съемки, либо выбирайте наиболее подходящую точку фокусировки.
-
- Бэк/фронт фокус. Можем отнести это к техническим неисправностям. Объектив или конкретная связка объектива с камерой регулярно ошибается в процессе фокусировки — несите в сервис.
-
- Выдержка. Как известно, несмазанный кадр мы можем получить с рук лишь на коротких выдержках, измеряемых в долях секунды. Меньшее количество фотолюбителей знает о прямой связи выдержки с фокусным расстоянием. Знаменатель выдержки (к примеру в выдержке 1/200 сек знаменатель равен 200) должен быть больше выбранного фокусного расстояния для избежания смаза. Подробнее о применении этого правила и разных частных случаях мы рассказываем на Базовом курсе фотографии.
-
- Стабилизатор. Наличие в объективе или в камере стабилизатора позволяет вам удлинить выдержку на 3-5 ступеней, к примеру, использовать ⅛ сек вместо 1/125 сек. Следует помнить, что стабилизатор не гарантирует резких кадров, а лишь повышает процент удачных, так что м сильнее вы рассчитываете на помощь стабилизатора, тем больше запасных кадров нужно сделать.
-
- Разрешение. Чем выше разрешение камеры, тем меньше размер пикселя. Чем меньше размер пикселя, тем меньший сдвиг камеры будет заметен на кадре. По этой причине владельцам многопиксельных камер (примерно от 30-36 Мп) следует укорачивать выдержку еще в 1,5-2 раза, дополнительно к правилу в п.3
-
- Зеркальные камеры, а особенно камеры с высоким разрешением, подвержены микровибрациям из-за резкого подкидывания зеркала, что может привести к микросмазам даже на полностью неподвижной камере, которые будут особенно заметны на выдержках среднего диапазона (от 1 сек до 1/50 сек). В этом случае может помочь режим съемки с предподъемом зеркала. По первому нажатию кнопки спуск происходит подъем зеркала, по второму — сам снимок.
-
- В указанном среднем диапазоне выдержек негативное воздействие на снимок могут оказать и руки фотографа, даже когда камера стоит на устойчивом штативе. Нажатие кнопки спуск приводит к небольшим колебаниям камеры. Избежать этого можно либо при помощи съемки по таймеру с минимальной отсрочкой старта, либо при помощи дистанционного пульта.
- Штатив. На выдержках длиннее 1 сек качество штатива имеет определяющее значение. Он должен быть устойчивым, достаточно тяжелым, с надежными механизмами фиксации положений, и стоять на непроседающем грунте или покрытии.
- Причина нерезкостей может оказаться в буквальном смысле лежать на поверхности. На поверхности объектива. Следы от пальцев, пыль, неудачное протирание могут привезти к снижению резкости на снимков при внимательном изучении. Держите объектив в чистоте, проверяйте переднюю и заднюю линзу.
- Еще одной причиной снижения качества изображения может стать дешевый или некчествый фильтр. Помните, что любое препятствие между объективом и вашим кадром не может не сказаться на резкости. Лишь только качественные фильтры от проверенных производителей оставят изображение с практически оригинальным качеством.
Это все известные мне методы оптимизации резкости при съемке, остальные методы лежат в области комбинированных съемок и обработки.
Пётр Покровский