Штатив — пожалуй, самый полезный аксессуар для фотоаппарата. С ним любой фотоаппарат способен производить фотографии высочайшего качества, сделанные на минимальной светочувствительности и с любой диафрагмой. Это и основной инструмент для пейзажного фотографа, и невероятный творческий для арт-фотографа. На нашем курсе Вторая ступень мы учим раскрывать свой творческий потенциал и использовать для этого любые инструменты, не только штатив. Однако выбор штатива для фотоаппарата совсем не так прост, как кажется на первый взгляд. Казалось бы, штатив, он и Африке штатив, поставил на него фотоаппарат и снимай.
Давайте на минуту представим идеальный штатив? Лёгкий, чтобы не тяжело было носить, компактный, чтобы влезал в любую сумку, чтобы раскладывался до больш высоты, дешевый. И такие штативы существуют! Пластиковые недоразумения за 1500-2000 р, которые неспособны справиться с главной задачей — обеспечить в реальных условиях неподвижность фотокамеры. Буквально каждое наше пожелание к штативу противоречит этой задаче.
Лёгкий штатив удобен, но в недорогом сегменте это означает тонкий металл ножек и большое количество пластиковых деталей и соединений. Такие штативы не то, что свою роль не выполняет, не раз становился свидетелем того, как они не могли пережить и первой вылазки на природу. В дорогом сегменте можно обратить внимание на карбоновые штативы. Это хорошая, но дорогая альтернатива тяжелым алюминиевым штативам. Карбоновые штативы жесткие, выдерживают большую нагрузку, но общая стабильность системы также связана с её общим весом, так что легкий карбон — это определенный компромисс между легкостью и стабильностью.
Если штатив компактен, то это означает одно из двух — либо он в разложенном состоянии очень низкий, либо он состоит из большого числа сочленений и от этого очень гибкий.
Попробуем теперь составить описание штатива, который станет нам верным помощником!
Во-первых, все достойные штативы состоят из двух частей — из собственно треноги и штативной головы, которая может быть разной для различных целей. Цельные штативы за очень редким исключением подходят только для одного вида съемок, т.е. наименее универсальны и как правило относятся к дешевому и хлипкому сегменту.
Какой должна быть тренога?
- Металлической, пластиковыми могут быть только различные накладки и декоративные элементы. Или угластиковой, т.е. рбоновой.
- Ножки должны состоять не более, чем из 3-х сегментов, иначе штатив будет слишком сильно пружинить.
- Хороший, многофункциональный штатив должен быть на 20-30 см ниже уровня глаз в разложенном состоянии или как можно ближе к этому значению.
- Наиболее надежными фиксаторами положению являются защелки — им не страшны незначительные загрязнения.
- Одним из важнейших параметров является допустимая нагрузка на штативные ноги. К весу камеры (~800 гр) прибавьте вес большого объектива, к примеру, 70-200 (~1500 гр)? вес возможных навесных аксессуаров (~200 гр), вес штативной площадки (~300-1500 гр). Кроме того, нужно предусмотреть как минимум двойной запас по нагрузке, чтобы была возможность повышать стабильность штатива дополнительными грузами и иметь запас прочности.
Если штатив подбирается для путешествий, предусмотрите возможность класть штатив в багаж — в редких случаях авиакомпании не дают пронести штатив в салон в качестве ручной клади. На ногах в большинстве случаев находятся резиновые основания, но они не подходят для установки штатива на лёд — потребуется модель с шипами или замена оснований.
Теперь попробуем разобраться с основными типами штативных головок и основными требованиями к ним.
- Самая простая 2D-голова. Вариант скорее для съемки видео, нежели фотографии, так как не предусмотрена возможность перевода фотоаппарата в портретную ориентацию. Не покупайте головы!
- Шаровая голова. Один из самых удобных вариантов голов для фотосъемки. Позволяет очень быстро и просто фиксировать камеру в нужном положении. Минус её в невозможности изменения положения камеры лишь по одной оси. К примеру, вы хотите снять панораму ночного города и вам нужно повернуть камеру, не опуская и не наклоняя её. С такой головой эту операцию выполнить не удастся.
- 3D-голова. Как правило, тяжелее и массивнее предыдущих вариантов, но обладает независимой регулировкой по трем осям — лучший выбор для пейзажного фотографа.
- Панорамная голова. Голова с максимальным количеством настроек, позволяющая позиционировать камеру на штативе для идеальной бесшовной склейки любых панорам, в том числе и интерьерных.
Штативная головка также рассчитана на работу с определенным весом. Так что снова считаем вес максимальной связки и умножаем его на 2, в этот раз для того, чтобы удержать смещенный центр тяжести фотокамеры при установке габаритных объективов.
Ну и напоследок несколько советов по использованию штатива.
- Без необходимости не выдвигайте ноги и центральную штангу штатива — от этого в первую очередь страдает стабильность конструкции.
- Если все же надо выдвинуть какой-то сегмент, начинайте с верхних толстых.
- Полностью распрямляйте ноги штатива до упора.
- Пользуйте ьыми ровнями при установке штатива, если планируете снимать панорамы или видео.
- При установке штатива в воду, песок, мягкий грунт постарайтесь максимально утяжелить штатив, повесив на него рюкзак.
Пётр Покровский