К сожалению, с обозначенной проблемой мне пришлось познакомиться «в полях», не имея изначально ни единой идеи о причинах её возникновения.
При попытке снять на длинной выдержке неспешные ручьи среди камней на выходе я получил ужасную лиловую засветку на треть кадра. Я буквально не поверил своим глазам и первым делом попробовал переснять кадр, но результат был тем же.
Камера была уже знакомой, такой проблемы ранее не наблюдал, ещё 5 минут назад всё было в порядке, камера не падала. Тогда я так и не смог установить причину дефекта, поняв лишь, что проблем проявлялась только на длинной выдержке, да и то в разной степени. В другой локации проблему воспроизвести не удалось вообще.
Лишь много позже, вернувшись из поездки, я догадался о причине, а затем убедился в том, что я не уникален в этой беде.
Всё дело оказалось в оптическом видоискателе (ОВИ) моей камеры. Как известно, ОВИ позволяет фотографу видеть то, что «видит» объектив. Так что в определенной степени справедливо и обратное. Свет, попадая в камеру через глазок видоискателя находит препятствие в виде поднятого зеркала, но все же какое-то его количество это препятствие обходит, проникая через полупрозрачную часть зеркала и множественные переотражения на матрицу. В итоге и получается нежелательная засветка.
При обычной съемке эта проблема не возникает, потому что фотограф закрывает ОВИ собой. Однако при съемке на длинной выдержке фотограф предпочтёт поставить камеру на штатив, и тогда в видоискатель начнёт попадать свет.
Я провел эксперимент. Снял первый кадр на длинной выдержке и с закрытой крышкой объектива. Получил абсолютно чёрный кадр, который даже при поднятии экспозиции в Lightroom остался чёрным.
Второй кадр был снят с теми же настройками, объектив так же был закрыт крышкой, но я светил фонариком в видоискатель.
Результатом стал кадр с характерными засветами, которые при съемке реального пейзажа были бы не столь заметны, но всё равно однозначно испортили бы кадр.
Решение этой проблемы крайне простое — закрывать видоискатель при съемке со штатива. У некоторых камер это встроенная функция — рядом с видоискателем сть рычажок, закрывающий видоискатель шторкой.
Для некоторых других камер это будет аксессуар-заглушка. Ну и старая-добрая изолента также легко справится с задачей.
В той или иной степени все зеркальные камеры этой проблеме подвержены, но у неё больше шансов проявиться при прямом попадании яркого света в видоискатель, что чаще происходит при съемке со штатива. Теперь вы, если увидите засветку непонятного происхождения, сможете быстро и эффективно её ликвидировать.
Легко разбираться в технике для фотографии мы учим на «Базовом курсе фотографии«.
Пётр Покровский