техника

Достижение максимальной резкости

Часто мы задумываем наши снимки так, чтобы в итоге можно было разглядеть на снимке каждую деталь. Однако порой не все проходит так гладко, и в снимке проявляются смазы, микросмазы, нерезкости и нечеткости. В этой статье мы постарались выявить все причины, влияющие на резкость в изображении. Оптические характеристики объектива. Все объективы разные, и некоторые действительно имеют…

Часто мы задумываем наши снимки так, чтобы в итоге можно было разглядеть на снимке каждую деталь. Однако порой не все проходит так гладко, и в снимке проявляются смазы, микросмазы, нерезкости и нечеткости. В этой статье мы постарались выявить все причины, влияющие на резкость в изображении.

    1. Оптические характеристики объектива. Все объективы разные, и некоторые действительно имеют более низкие показатели разрешения и микроконтраста. В рамках этой статьи мы не будем делать глобальный обзор всех объективов, отметим лишь, что в подавляющем большинстве случаев более высокие характеристики наблюдаются у объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
    1. Диафрагма. Качество резкости зависит от выбранной диафрагмы – так обычно разрешение объектива не самое высокое на открытых диафрагмах, затем возрастает по мере приближения к диафрагме f/8, а после f/11-f/16 стремительно падает из-за эффекта дифракции, несмотря на увеличение глубины резкости.
    1. Фокусировка. В первую очередь в группе риска любители приема перекадрирования. При малой глубине резкости изменение расстояния между камерой и объектом даже на сантиметр в процессе перекадрирования может привести к выпадению объекта из резкости или смещение резкости с глаз на уши в случае портретной съемки. Следите за сохранением расстояния между камерой и объектом съемки, либо выбирайте наиболее подходящую точку фокусировки.
    1. Бэк/фронт фокус. Можем отнести это к техническим неисправностям. Объектив или конкретная связка объектива с камерой регулярно ошибается в процессе фокусировки – несите в сервис.
    1. Выдержка. Как известно, несмазанный кадр мы можем получить с рук лишь на коротких выдержках, измеряемых в долях секунды. Меньшее количество фотолюбителей знает о прямой связи выдержки с фокусным расстоянием. Знаменатель выдержки (к примеру в выдержке 1/200 сек знаменатель равен 200) должен быть больше выбранного фокусного расстояния для избежания смаза. Подробнее о применении этого правила и разных частных случаях мы рассказываем на Базовом курсе фотографии.
    1. Стабилизатор. Наличие в объективе или в камере стабилизатора позволяет вам удлинить выдержку на 3-5 ступеней, к примеру, использовать ⅛ сек вместо 1/125 сек. Следует помнить, что стабилизатор не гарантирует резких кадров, а лишь повышает процент удачных, так что чем сильнее вы рассчитываете на помощь стабилизатора, тем больше запасных кадров нужно сделать.
    1. Разрешение. Чем выше разрешение камеры, тем меньше размер пикселя. Чем меньше размер пикселя, тем меньший сдвиг камеры будет заметен на кадре. По этой причине владельцам многопиксельных камер (примерно от 30-36 Мп) следует укорачивать выдержку еще в 1,5-2 раза, дополнительно к правилу в п.3
    1. Зеркальные камеры, а особенно камеры с высоким разрешением, подвержены микровибрациям из-за резкого подкидывания зеркала, что может привести к микросмазам даже на полностью неподвижной камере, которые будут особенно заметны на выдержках среднего диапазона (от 1 сек до 1/50 сек). В этом случае может помочь режим съемки с предподъемом зеркала. По первому нажатию кнопки спуск происходит подъем зеркала, по второму – сам снимок.
    1. В указанном среднем диапазоне выдержек негативное воздействие на снимок могут оказать и руки фотографа, даже когда камера стоит на устойчивом штативе. Нажатие кнопки спуск приводит к небольшим колебаниям камеры. Избежать этого можно либо при помощи съемки по таймеру с минимальной отсрочкой старта, либо при помощи дистанционного пульта.
  1. Штатив. На выдержках длиннее 1 сек качество штатива имеет определяющее значение. Он должен быть устойчивым, достаточно тяжелым, с надежными механизмами фиксации положений, и стоять на непроседающем грунте или покрытии.
  2. Причина нерезкостей может оказаться в буквальном смысле лежать на поверхности. На поверхности объектива. Следы от пальцев, пыль, неудачное протирание могут привезти к снижению резкости на снимков при внимательном изучении. Держите объектив в чистоте, проверяйте переднюю и заднюю линзу.
  3. Еще одной причиной снижения качества изображения может стать дешевый или некачественный фильтр. Помните, что любое препятствие между объективом и вашим кадром не может не сказаться на резкости. Лишь только качественные фильтры от проверенных производителей оставят изображение с практически оригинальным качеством.

Это все известные мне методы оптимизации резкости при съемке, остальные методы лежат в области комбинированных съемок и обработки.

Пётр Покровский

Другие статьи

Посмотреть все статьи
Кому нужен TTL?

В последние годы загадочную аббревиатуру TTL приходится видеть всё чаще. Владельцы накамерных вспыше...

Звёзды наяву

Наверняка многие из вас обращали внимание на фотографии, на которых солнце или другой источник света...

Проблема засветки через видоискатель

К сожалению, с обозначенной проблемой мне пришлось познакомиться “в полях”, не имея изна...

Наверх
whatsapp Phone