Портфолио для фотографа — один из важнейших активов, но его значение часто недооценивается. И скажу даже больше — очень многие не понимают, что это такое на самом деле, каким оно должно быть и для чего использоваться. Попробуем устранить эти пробелы.
Викисловарь даёт следующее определение:
Портфолио — собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (фотографа, дизайнера и т. п.)
В большинстве случаев начинающий фотограф ограничивается этим определением и начинает делать подборку самых разных своих работ.
Но давайте попробуем зайти с другой стороны — со стороны потенциального клиента. акю функцию будет выполнять наше портфолио в этом случае?
Заказчику, конечно, интересно посмотреть на работы фотографа, прежде чем выбрать его исполнителем. По большей части их интересует общий уровень работ фотографа и совпадение художественного вкуса фотографа со своим собственным.
По части общего уровня работ рекомендация очень простая — он определяется по самой слабой работе. Логика тут простая — хорошие работы можно найти у каждого фотографа, но если в портфолио есть и слабые работы, значит фотограф считает их своими удачами. Следовательно, они куда в большей степени будут отражать его уровень.
Со вторым аспектом всё куда более запутано. Фотограф при составлении портфолио чаще всего склонен объединить в нём все свои лучшие работы, что вполне понятно — ими хочется делиться и гордиться. Но такой подход может ввести потенциального заказчика в заблуждение. Да-да! Я хочу сказать, что не надо собирать портфолио из всех своих лучших фотографий.
Фотограф за свою карьеру может пробовать разные жанры, разные техники, приемы и стили. И понятно его желание продемонстрировать это. Но важно помнить, что заказчик, ориентируясь на ваше портфолио, пытается понять, как будет выглядеть съемка, закажи он её у вас. Если у вас подобраны фотографии в едином стиле, то сделать м будет проще. А вот если фотографии сильно разнятся по стилю съемки и по стилю обработки, то спрогнозировать результат будет сложнее.
Так что вторая важная характеристика вашего портфолио — постоянство стиля. Если вам сложно сразу свыкнуться с мыслью невключения некоторых своих работ в портфолио, сделайте не одно портфолио, а несколько. Одно основное, а второе можно назвать творческими съемками или личными проектами. Таким образом можно продолжать экспериментировать с манерой съемки, не вводя заказчиков в заблуждение. Также это даст возможность всегда показать то, что вы не являетесь заложником одного стиля, но чётко способно их разграничить.
Ещё один важный аспект при составлении портфолио — тематика или жанры. Опять же посмотрим со стороны клиента. Если клиенту нужен фотограф на свадьбу, клиент будет в первую очередь искать свадебных фотографов, то есть тех, кто специализируется на нужном жанре. Если же вы снимаете всё подряд, то о вас вспомнят точно не в первую очередь.
Тем фотографам, которые снимают в разных жанрах и которые не готовы жертвовать никаким из них, также рекомендуется разнести разные жанры в разные подборки, а ещё лучше разнести их на разные площадки.
И пара слов про то, где размещать портфолио. Если портфолио соответствует обозначенным критериям и делает ваши работы понятными для заказчика, то не так важно, на какой именно площадке они выложены. Это могут быть любые фотосайты. Но все же больший вес в глазах заказчика будут при условно равном уровне работ будут иметь фотографы со своим собственным сайтом. Это все же некая демонстрация серьезности отношения фотографа к своему ремеслу — что он в фотографии не случайный пассажир, а машинист своего поезда. акая бы н была площадка, её интерфейс обязан быть минималистичным, желательно в монохромной гамме, чтобы сам интерфейс не влиял на восприятие фотографий.
Также имеет смысл делать отдельные подборки фотографий под конкретных клиентов или под конкретные запросы, предоставляя их в формате pdf или онлайн. Так вам будет легче показать клиенту только те фотографии, которые близки его тематике и которые отражают ваше видение по стилю.
И хоть все эти советы относятся в первую очередь к коммерческим фотографам, для которых портфолио — не менее важный рабочий инструмент, чем камера или прямые руки, эти советы применимы вообще к любому фотографу, цель которого донести фотографии до своего зрителя и найти свою аудиторию.