видоискатель

Проблема засветки через видоискатель

К сожалению, с обозначенной проблемой мне пришлось познакомиться “в полях”, не имея изначально ни единой идеи о причинах её возникновения. При попытке снять на длинной выдержке неспешные ручьи среди камней на выходе я получил ужасную лиловую засветку на треть кадра. Я буквально не поверил своим глазам и первым делом попробовал переснять кадр, но результат был…

К сожалению, с обозначенной проблемой мне пришлось познакомиться “в полях”, не имея изначально ни единой идеи о причинах её возникновения.

ISO 100, 38 мм, f/16, 15 сек (фрагмент)

При попытке снять на длинной выдержке неспешные ручьи среди камней на выходе я получил ужасную лиловую засветку на треть кадра. Я буквально не поверил своим глазам и первым делом попробовал переснять кадр, но результат был тем же.

Камера была уже знакомой, такой проблемы ранее не наблюдал, ещё 5 минут назад всё было в порядке, камера не падала. Тогда я так и не смог установить причину дефекта, поняв лишь, что проблема проявлялась только на длинной выдержке, да и то в разной степени. В другой локации проблему воспроизвести не удалось вообще.

Лишь много позже, вернувшись из поездки, я догадался о причине, а затем убедился в том, что я не уникален в этой беде.

Всё дело оказалось в оптическом видоискателе (ОВИ) моей камеры. Как известно, ОВИ позволяет фотографу видеть то, что “видит” объектив. Так что в определенной степени справедливо и обратное. Свет, попадая в камеру через глазок видоискателя находит препятствие в виде поднятого зеркала, но все же какое-то его количество это препятствие обходит, проникая через полупрозрачную часть зеркала и множественные переотражения на матрицу. В итоге и получается нежелательная засветка.

При обычной съемке эта проблема не возникает, потому что фотограф закрывает ОВИ собой. Однако при съемке на длинной выдержке фотограф предпочтёт поставить камеру на штатив, и тогда в видоискатель начнёт попадать свет.

Я провел эксперимент. Снял первый кадр на длинной выдержке и с закрытой крышкой объектива. Получил абсолютно чёрный кадр, который даже при поднятии экспозиции в Lightroom остался чёрным.

ISO 100, 55 мм, f/8, 30 сек

Второй кадр был снят с теми же настройками, объектив так же был закрыт крышкой, но я светил фонариком в видоискатель.


ISO 100, 55 мм, f/8, 30 сек

Результатом стал кадр с характерными засветами, которые при съемке реального пейзажа были бы не столь заметны, но всё равно однозначно испортили бы кадр.

Решение этой проблемы крайне простое – закрывать видоискатель при съемке со штатива. У некоторых камер это встроенная функция – рядом с видоискателем есть рычажок, закрывающий видоискатель шторкой.

Для некоторых других камер это будет аксессуар-заглушка. Ну и старая-добрая изолента также легко справится с задачей.

В той или иной степени все зеркальные камеры этой проблеме подвержены, но у неё больше шансов проявиться при прямом попадании яркого света в видоискатель, что чаще происходит при съемке со штатива. Теперь вы, если увидите засветку непонятного происхождения, сможете быстро и эффективно её ликвидировать.

Легко разбираться в технике для фотографии мы учим на “Базовом курсе фотографии“.

Пётр Покровский

Другие статьи

Посмотреть все статьи
Кому нужен TTL?

В последние годы загадочную аббревиатуру TTL приходится видеть всё чаще. Владельцы накамерных вспыше...

Звёзды наяву

Наверняка многие из вас обращали внимание на фотографии, на которых солнце или другой источник света...

Макросъемка без макрообъектва

Казалось бы, если существуют макрообъективы, то и не должно возникать вопросов, чем снимать макро. Д...

Наверх
whatsapp Phone